12 ноября 1572 года скончался Григорий Александрович Ходкевич

12 ноября скончался Григорий Александрович Ходкевич — государственный деятель и военачальник Великого княжества Литовского. Происходит из известного литовского магнатского рода Ходкевичей.

Второй сын воеводы новогрудского Александра Ивановича Ходкевича (ок. 1475—1549) и княжны Василисы Ярославны Головчинской. С середины XVI века занимал высокие должности воеводы витебского (с 1554), каштеляна трокского (с 1559), гетмана польного литовского (с 1561), каштеляна виленского (с 1564), гетмана великого литовского (с 1566). Был сторонником самостоятельности Великого княжества Литовского и противником Люблинской унии. Протестуя против федеративного объединения с Польшей в Речь Посполитую, в 1569 отказался от всех государственных и административных должностей (Полевой П. Н. История русской словесности с древнейших времён до наших дней. Т. 1. Изд. 2-е. — СПб., 1903). Участвовал в Ливонской войне.

В 1568 году основал типографию при православном монастыре в местечке Заблудово Гродненского повята (ныне Белостокский повят Подляского воеводства в Польше, где продолжили свою деятельность московские первопечатники Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец, бежавшие от преследований из Москвы. В Заблудове ими было напечатано «Евангелие учительное» — сборник бесед и поучений с толкованием евангельских текстов (сохранилось 44 экземпляра), с гербом Григория Ходкевича на обороте титульного листа.

Уже без Петра Мстиславца, выехавшего в Вильну, Иван Фёдоров напечатал в заблудовской типографии «Псалтырь с Часословцем» (сохранилось 4 экземпляра). Давление католического духовенства вынудило Григория Ходкевича в 1570 году отказаться от поддержки кириллического православного книгопечатания. Дожил до конца своих дней в Заблудове. Согласно его воле похоронен в катакомбах Благовещенского собора в Супрасле.

Ранняя историография строила предположения о происхождении рода на основании легендарных известий (Genute Kirkiene. Korzenie rodu Chodkiewiczów. — S. 34). Так в XVI—XVII веках род обычно рассматривался как имеющий литовское происхождение. Впервые эта точка зрения встречается в полемическом сочинении «Беседа поляка с литвином» (1564 или 1565), приписываемом виленскому войту Августину Ротундусу. Согласно «Беседе», Ходкевичи являются древним литовским родом, ведущим своё происхождение от некого Хоцки (Rotundas A. Rozmowa Polaka z Litwinem. / Wyd. J. Korzeniowski. — Kraków, 1890. — S. 47).

Историк второй половины XVI века Матей Стрыйковский выводил происхождение Ходкевичей от жемайтского боярина Борейки (Stryjkowski M. O początkach, wywodach, dzielnościach, sprawach rycerskich i domowych sławnego narodu litewskiego, żemojdzkiego i ruskiego… / Oprac. J. Radziszewska. — Warszawa, 1978. — S. 239—243). Аналогичную версию приводит и историк-иезуит XVII века Альберт Виюк-Коялович, дополнив её сведениями, что Борейко был придворным литовского князя Витеня и славился своей силой, храбростью и быстротой походки, от которой его род и прозвали Ходками (Kojałowicz-Wijuk W. Herbarz rycerstwa w. x. litewskiego. — Kraków, 1897. — S. 62). Легендарную версию происхождения рода приводили и польские генеалоги XIX века Станислав Коссаковский и Теодор Жихлинский (Genute Kirkiene. Korzenie rodu Chodkiewiczów. — S. 35).

Первая попытка критического рассмотрения происхождения Ходкевичей была предпринята польским геральдистом конца XIX — начала XX века Адамом Бонецким, обратившим внимание на упоминание в документе от 1436 года некого Ходки Юргеовича, а также на письмо князя Ивана Дмитриевича Бельского к Григорию Ходкевичу от 1567 года, в котором упоминается, что Ходкевичи происходили из киевских бояр (Genute Kirkiene. Korzenie rodu Chodkiewiczów. — S. 35; Boniecki A. Poczet rodów… — Warszawa, 1887. — S. 20). Впрочем, современный литовский историк Генуте Киркене отмечает, что в письме киевскими боярами названы сами Ходкевичи, то есть речь об их происхождении не идёт. Ею выдвинута версия о происхождении Ходкевичей от бояр гродненской земли.

В научной историографии XIX века происхождение Ходкевичей прочно связывалось с киевским боярством. Российский историк Матвей Любавский уже уверенно называет Ходку Юргеовича боярином из Киева и связывает его появление среди правящего боярства с именем великого князя Свидригайло (Любавский M. К. Литовско-русский сейм. — М., 1900. — С. 66—68). Тезис о киевском происхождении Ходкевичей является доминирующим и в историографии XX века, что находит подтверждение в энциклопедических изданиях (Polski słownik biograficzny. — III. — Kraków. — S. 354; Lietuviškoji enciklopedija. — 5. — Kaunas, 1937. — S. 361; Lietuviškoji tarybinė enciklopedija. — 2. — Vilnius, 1977. — S. 408; Tarybų Lietuvos enciklopedija. — 1. — Vilnius, 1985. — S. 326; Грыцкевич A. Хадкевічы // Вялікае Княства Літоўскае. Энцыклапедыя у 3 т. — Мн.: БелЭн, 2005. — Т. 2: Кадэцкі корпус — Яцкевіч. — С. 709—711. — 788 с. — ISBN 985-11-0378-0).

Польский историк XX века Оскар Халецкий обратил внимание на то, что Ходка Юргеович участвовал в заключении Кристмемельского договора 1431 года, под которым его печать с гербом «Косцеша», тогда как договор был заключён ещё до издания Трокского привилея 1434 года, по которому право владения гербами было распространено на боярство русских земель. В связи с этим Халецкий считал, что Ходка происходил не из киевских бояр, а из русского боярства «Литвы ближней» (польск. Litwa ściślejsza) (Halecki O. Litwa, Ruś i Żmudź jako części składowe wielkiego księstwa litewskiego // Rozprawy historyczno-filozoficzne Akademii Umiejętności. — № 59. — Kraków, 1916. — S. 19-21), не уточняя, что он понимает под этим термином (Genute Kirkiene. Korzenie rodu Chodkiewiczów. — S. 35—36). Генрих Ловмянский предположил, что, происходя из Киева, Ходка мог владеть гербом, так как, возможно, вёл свой род от литовского боярства, что, по его мнению, находило подтверждение в легендарных известиях о происхождении Ходкевичей от рода Борейко (Łowmiański H. Uwagi w sprawie podłoża społecznego i gospodarczego unii Jagiellońskiej. — Wilno, 1934. — S. 67).

Единственное исследование XX века, специально посвящённое вопросу происхождения рода Ходкевичей, принадлежит польскому историку Сигизмунду Радзиминскому. Приняв точку зрения Бонецкого о происхождении рода от киевских бояр и о том, что родоначальником Ходкевичей был Ходка Юргеович, Радзиминский заметил, что в источниках конца XIV века встречаются упоминания о многих людях, которых звали Ходка, и при этом не связанных родством с Ходкой Юргеовичем (Radzimiński Z. L. Sprawa odrębnego pochodzenia Chodkiewiczów litewskich i białoruskich // Rocznik Polskiego Towarzystwa Heraldycznego we Lwowie. — VIII. — Kraków, 1928. — S. 1-28). Их сыновья называются в источниках Ходковичами или Ходкевичами, при этом степень их родства между собой неизвестна, что представляет дополнительную проблему (Genute Kirkiene. Korzenie rodu Chodkiewiczów. — S. 37).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *