7 апреля 1311 года состоялась битва при Воплавках. Битва при Воплавках — одно из значимых событий Тевтонско-литовских войн. Сражение произошло 7 апреля 1311 года между войсками крестоносцев и литовцев в местности близ селения, называвшегося в то время Воплаукен, известное сегодня как деревня Воплавки, к северо-востоку от Кентшина.
События перед битвой
3 апреля 1311 года Великий князь Литовский Витень, собрав войско численностью 4000 человек, предпринял очередной опустошительный набег в земли Вармии. Орденский хронист Пётр из Дусбурга так описывает те события в Хронике земли Прусской: «…Витень, король Литвы… с 4 тысячами лучших людей вошел в землю Пруссии и настолько разорил Вармийский епископат, что не оставил ничего за пределами замка и укреплений, что не было бы сожжено, захвачено или убито. В этой и предыдущей войне он нанёс великий ущерб церквам… и помимо прочей добычи, которая была весьма велика, он увёл с собой более 1200 пленных христиан». Другой орденский хронист, Николай фон Ерошин, в одноимённой рифмованной Хронике земли Прусской сообщает, что число пленных жителей составило 1300 человек.
Войско Витеня с богатой добычей и пленными отправилось назад через земли Бартии. 6 апреля, дойдя до местности близ селения Воплаукен, литовцы остановились на ночлег, разбив на холме лагерь и окружив его засекой. Поведение Витеня в лагере описано Петром из Дусбурга в вышеупомянутой хронике: «…возгордившись, похвалялся, как он силён силой войска своего… и сказал пленным христианам: «Где Бог ваш? Почему он не помогает вам, как наши боги помогли нам ныне и в другой раз?»
Битва
По пятам литовцев следовало объединённое войско тевтонских рыцарей (число которых согласно Николаю фон Ерошин составляло 80 человек, согласно Петру из Дусбурга — 150 человек) и «гостей», то есть добровольцев из Европы (главным образом из Германии), принимавших участие в крестовых походах против прибалтийских языческих племен. Войском командовал Великий комтур Тевтонского ордена Генрих фон Плотцке. Авторы обеих хроник приводят численность войска крестоносцев без учёта светских вассалов ордена и «гостей» (в обеих хрониках они названы их «пилигримами»). Согласно немецкому историку Каспару Шютцу, помимо тевтонских рыцарей, войско крестоносцев включало в себя от 2000 до 2500 «гостей».
7 апреля к лагерю литовцев подошёл авангард войска крестоносцев во главе с тевтонским рыцарем Гюнтером фон Арнштайн, комтуром Христбурга (нем. Christburg). Гюнтер фон Арнштайн дал приказ атаковать литовцев, не дожидаясь подхода основных сил. Доподлинно неизвестно, была ли данная атака частью плана, заранее разработанного Генрихом фон Плотцке, или Гюнтер фон Арнштайн действовал по собственной инициативе. Так или иначе, авангард незамедлительно пошёл на штурм литовского лагеря. Выгодное расположение укрепленного лагеря позволило литовцам успешно отбить первую атаку. Осыпая неприятеля дождём из стрел и метательных копий, литовские воины вынудили крестоносцев отступить.
Как показали дальнейшие события, литовцы допустили тактическую ошибку, предрешившую исход сражения: они остались в лагере, вместо того, чтобы преследовать и полностью уничтожить отступивший отряд Гюнтера фон Арнштайна, а затем, пользуясь фактором внезапности и численным перевесом, атаковать и разбить основные силы крестоносцев, не давая им возможности занять выгодное расположение и перестроиться в боевой порядок.
С другой стороны, такое решение отчасти было продиктовано тем, что при отступлении стрелки отряда Гюнтера фон Арнштайн начали массированный обстрел лагеря литовцев из луков и арбалетов, и продолжали обстрел во время прибытия и перестроения основной части войска во главе с Генрихом фон Плотцке. Таким образом, Гюнтер фон Арнштайн одновременно выполнил две тактически важные задачи: во-первых, предотвратил преследование и уничтожение вверенного ему авангарда; во-вторых, обеспечил безопасное прибытие и перестроение основных сил.
Объединив основную часть войска и авангард, крестоносцы пошли на повторный штурм. По свидетельству авторов обеих хроник, прибытие основных сил армии крестоносцев вызвало смятение в рядах литовских воинов. Крестоносцам удалось преодолеть заграждения и ворваться в лагерь. Согласно версии хроники Николая фон Ерошин, прорыв удался благодаря отряду Гюнтера фон Арнштайн, которому удалось смять ряды литовцев, защищавших вход в лагерь.
Лагерь охватила паника, что в свою очередь привело к повальному бегству литовских воинов. Битва фактически переросла в массовую резню. Видя, что войско крестоносцев одерживает победу, пленные христиане (в том числе женщины) напали на охранявших их литовских воинов, частью убив, частью обратив в бегство.
«И когда женщины христианские, бывшие там пленницами, увидали, что им небом послана победа, забыв о слабости пола своего, внезапно набросились на литвинов, которые их усиленно стерегли, и убили», — пишет в хронике Пётр из Дусбурга.
В ходе преследования крестоносцы перебили значительную часть бежавших из лагеря литовцев, остальные были загнаны в леса и болота, где (по свидетельству авторов обеих хроник) часть беглецов утонула, часть умерла от голода. Самому Витеню с остатками войска удалось спастись и выжить.
Согласно версии хроники Николая фон Ерошин, все 1300 пленных христиан были освобождены.
Потери сторон
Установить точное количество погибших крестоносцев не представляется возможным ввиду скудных исторических источников. Обе хроники содержат сведения только о тех, кто погиб в ходе первой атаки, то есть воинов из отряда Гюнтера фон Арнштайн, но не сообщают об общих потерях крестоносцев за всю битву. Пётр из Дусбурга пишет: «…в первой стычке литвины убили 60 христиан», тогда как Николай фон Ерошин приводит иные данные: «В первой атаке христиане потеряли 40 человек».
Касательно потерь среди литовских воинов, в версии хроники Николая фон Ерошин упоминаются захваченные в качестве трофеев 2800 лошадей, чьи всадники были убиты в бою. Другой источник — «Эпитома Прусских деяний» Каноника Самбийского — гласит: «…братья во главе с фон Плёцке вступили с ними в битву на поле Лопелаукен и убили 3000 литвинов». Опираясь на эти данные, можно предположить число потерь в литовском войске — от 2800 до 3000 человек.
Таким образом, вышеперечисленные данные позволяют сделать следующий вывод: согласованные действия тевтонских рыцарей, светских вассалов ордена и «гостей» под умелым руководством Генриха фон Плотцке и Гюнтера фон Арнштайн позволили им одержать победу с минимальными потерями и нанести армии Витеня урон, который по средневековым меркам можно назвать практически невосполнимым.
Итоги
Поражение армии Витеня при Воплавках ослабило военную мощь и политическое влияние Великого княжества Литовского на опредёленный период, что в свою очередь позволило Тевтонскому ордену перехватить инициативу в войне. Пользуясь временным ослаблением Великого княжества Литовского, в последующие четыре года тевтонские рыцари совместно с вассалами ордена и «гостями» предприняли ряд успешных рейдов в литовские земли, а в 1313 году Тевтонский орден воздвиг на границе с ВКЛ замок Христмемель. Витень же смог собрать силы лишь для одного похода, но потерпел неудачу, безуспешно пытаясь захватить Христмемель (это был его последний поход).
В память о победе при Воплавках орден основал женский монастырь в городе Торн (нем. Thorn), что свидетельствует о том, какое значение придавали этой победе тевтонские рыцари, о чём имеются записи в вышеупомянутых летописях: «В память об этой славной победе и в похвалу и славу Иисуса Христа братья, основав в граде Торуне женский монастырь, одарили его пышными дарами».
Описываемые события как раз приходятся на пик могущества Тевтонского ордена. Тевтонцы тогда «корки мочили».