Бояре, шляхта и рыцари в ВКЛ — были или не были?

Изучая отечественную историю, со временем задаешься рядом вопросов, в том числе и в области терминологии, так как хорошо и качественно выстроенная терминология очень часто не только упрощает понимание многих вещей, но и дает возможность вообще по другому смотреть на многие исторические моменты. В частности это касается и высших военных сословий. Поэтому давайте разбираться вместе с тем, какие военные сословия существовали в наших землях в период ВКЛ — бояре, шляхта или рыцари.

Начнём с самих терминов «рыцарь» и «дворянин»

Наиболее часто под термином «рыцарь» понимают средневековый дворянский почётный титул в Европе. История появления рыцарства традиционно связывается с Франкским государством и развитием, так называемого, вассального договора.

Так, например, Жак ле Гофф утверждает, что в 971 г. появляется титул рыцаря, а начиная с 1030 г. получает распространение вассальный договор, после чего в 1032 г. исчезает понятие nobilis (знатный), чтобы уступить место понятию miles (рыцарь), далее, к 1075 г. рыцарство, поначалу группа, отличавшаяся богатством и образом жизни, стало наследственной кастой, истинной знатью (Жак ле Гофф. Цивилизация Средневекового Запада. — М.: Прогресс, 1992. — С. 92.).

Историк-медиевист Жорж Дюби полагал, что milites («воины») оформились в рыцарское сословие не ранее X века. И еще в IX веке milites — просто военные профессионалы, несшие вассальную, обычно конную, военную службу своему сеньору.

Ж. Дюби заметил, что для того, чтобы узнать о происхождении рыцарей, надо исследовать термины, которыми они обозначались в источниках. На основе анализа грамот он показал, что термины fidelis и vassus, vassalus, применявшиеся с эпохи Меровингов (V—VIII вв.) для обозначения дружинников и вооружённых слуг правителей, около 971 года были заменены в источниках термином miles. Употребление в источниках X века определений miles («рыцарь») и milites («воины») взамен vassus и fidelis свидетельствует о социальном оформлении рыцарского сословия (Смирнова Е. Д. Нобилитет как феномен западноевропейского средневековья (историко-историографический аспект) // Истор. фак. БГУ. — Мн., б. г. — С. 3.).

Жак Флори писал, что рыцари — это прежде всего солдаты. И еще в начале XI века, по его утверждениям, рыцарство не являлось ни общественным институтом, ни социальной группой, окончательно оформившись как сословие лишь к концу XII столетия (Смирнова Е. Д. Нобилитет как феномен западноевропейского средневековья (историко-историографический аспект) // Истор. фак. БГУ. — Мн., б. г. — С. 2-3.).

Например, в Германии министериалы, являющиеся представители мелкого рыцарства, владели небольшими земельными участками, на основе домениального права. Данные участки не являлись ленами, а министериалы не являлись вассалами своего господина в строгом смысле слова.

В XIII веке баварский закон, например, предусматривал, что министериалы не имели права занимать должности выше несущих обычную военную службу, только монарху и крупным феодалам было разрешено сохранить при себе министериалов. В течение XII—XIV веков из министериалов формируется часть мелкопоместного дворянства. В XV веке министериалы составили ядро немецкого рыцарства («Министериалы». БСЭ, 3-е издание; Arnold, Benjamin. German Knighthood 1050—1300 (Oxford: Clarendon Press, 1985).

Что же касается термина «дворянство», то данный термин вполне способен ввести в заблуждение неискушенного читателя. Это связано с тем, что некоторые исследователи пытаются разделить понятия рыцарь и дворянство, что, на мой взгляд, не совсем правомерно.

Традиционно под дворянством понимают господствующее привилегированное сословие светских землевладельцев, возникшее в феодальном обществе и ставшее государственно-образующей основой этого общества в средние века.
 
В эпоху феодализма возникла настоятельная необходимость создания четкой и обязательной для выполнения системы принципов и понятий, регулирующих отношения между вассалом и его сюзереном. Так возник класс дворянства, главной обязанностью которого была безоговорочная защита своего сюзерена и его интересов, как правило, с оружием в руках.

Есть исследователи, которые разделяют понятие рыцарства и понятие дворянства, есть, которые полагают, что это просто различные формулировки одного и того же явления, очевидно лишь одно — спор идет до сих пор.

Помимо всего прочего есть историки, которые утверждают, что термин рыцарь лишь с течением времени стал титулом, а до этого он характеризовал именно сословие. Еще, например, есть и такие нюансы, как баннереты (имеющие право вести в бой группу людей (часто также рыцарей) под собственным знаменем (баннером) с изображением его собственных геральдических символов).

Статус баннерета не обязательно означал принадлежность к дворянскому сословию, хотя большинство из них дворянами всё-таки являлись. Рыцарь-баннерет стоял выше по званию, чем рыцарь-башелье (бакалавры имели право сражаться только под чужими знамёнами, точнее, не имели права на своё собственное знамя), но ниже, чем барон или баронет.

В отличие от баронета, к примеру, баннерет не являлся подлинно дворянским титулом, так как рыцари относились к нетитулованному дворянству. С большего получается какой-то хаос — то рыцари являются неотъемлемой частью дворянства, то оказывается, что дворянство является неотъемлемой частью рыцарства. Вот вам наглядный пример отсутствия унификации.

Так или иначе, мы подошли к тому, что юридически термины рыцарь и дворянство существовали в Европе, а были или не были они синонимами — вопрос остается открытым и поныне. Я полагаю, что не совсем были, так как имелись примеры того, что не все дворяне являлись военным служилым сословием в полном смысле этого слова, а рыцарь — всегда воин.

Во всяком случае дворян, уклонявшихся от воинской службы, с течением времени и накоплением богатства, а также изменением юридических взаимоотношений в обществе, становилось все больше.

Даже из этого уже видно, что существует разница в термине рыцарь в разных землях, но еще видно то, что титул рыцарь тесно переплетается с понятием дворянства. И это, судя по всему, не связано с неточностями перевода, а связано, на мой взгляд, с отсутствием четко сформулированных в те времена юридических терминов. Все-таки право только еще начинало развиваться и юридическая терминология, явно хромала, причем даже не на одну ногу.

Рассмотрев происхождение и значение терминов «рыцарь» и «дворянин», перейдём к следующим терминам…

«Шляхтич», «боярин» и «дворянство» в наших землях

Начнем со шляхты. Слово «шляхта»происходит от средневерхненемецкого Geschlecht (род, порода), или от Schlaht (битва). Из немецкого языка в XIII веке оно вместе с многими другими терминами из области государственно-правовых отношений проникло сначала в чешский, а затем в польский язык. В Польше в XIII — XIV веках словом «шляхта» стали называть формирующееся в это время военно-служилое сословие.

С заключением в 1385 году Кревской унии и началом публикации первых земских привилеев этот термин распространился также и на территории Великого княжества Литовского (ВКЛ). Здесь в это время имели хождение другие термины для обозначения военно-служилого сословия, среди которых важнейшая роль принадлежала «боярам». В течение XV — XVI веков различные термины в государственно-правовых документах бытовали параллельно. Но по мере эволюции политического устройства ВКЛ и оформления шляхты как единого сословия произошла постепенная унификация терминологии.

Боярин — высший слой феодального общества в X—XVII веках в Болгарии, Древнерусском государстве, Галицко-Волынском государстве, Великом княжестве Московском, Великом княжестве Литовском, Сербии, Хорватии, Словении, Молдавском княжестве, Валахии, до 1864 года в Румынии.

Высший разряд военнослужилых людей повета в ВКЛ образовали бояре и земяне. Боярство было довольно сложным явлением. В состав его входило боярство удельных русских областей, затем особая группа военнослужилых людей, образовавшаяся в среде боярства и соответствовавшая московским «детям боярским», и, наконец, те из простонародья, которых великий и удельные князья переводили с крестьянской на боярскую, то есть военную службу.

В. Б. Антонович («Монография», I, 249-50) ставит земян выше бояр, считая последних классом, переходным к мещанству и крестьянству; но М. К. Любавский видит в этих названиях только географическое различие и доказывает, что ко времени статута 1529 г. земяне от бояр первых двух разрядов не отличаются, а в статуте 1529 г. название «боярин» совершенно вытеснено названием «земянин» («обл. деление Л. госуд.», 534—544). Название бояр осталось с тех пор, по-видимому, только за третьим разрядом боярства.

Более подробно и детально изучить структуру княжеского двора, из которого и вышло боярское сословие, можно здесь. Княжеский двор возник в X веке вместе с появлением частновладельческого княжеского хозяйства. Изначально он представлял собой ближайшее окружение князя, которое составляли как зависимые, так и свободные люди, имевшие определённые обязанности.

В XII веке происходит расслоение дружины. Младшая дружина вливается в состав княжеского двора, принося в него «некоторые дружинные принципы». Старшая дружина, состоящая из бояр, феодализируется и обзаводится собственными дворами. Однако надо отметить, что термины «дружина» и «двор» могли применять как для обозначения ближайшего княжеского окружения (в том числе — невоенного), так и для личного войска князя.

Дворяне впервые упоминаются в «Повести об убиении Андрея Боголюбского» (Лаврентьевский летописный свод под 1175) в качестве участников грабежей в хоромах и волости князя после его убийства. Дворяне упоминаются и в старорусской берестяной грамоте XII века, и в новгородской №531 конца XII — начала XIII века, а также во многих более поздних берестяных грамотах.

Простым языком отличие дворянина от боярина на Руси описывается в этом материале. Исходя из написанного выше, можно сделать вывод, что понятие «дворянин» у нас существенно отличается от европейского, как минимум в период средневековья. Поэтому не совсем правомерно сравнивать дворянство ВКЛ и Европы.

Более схожими определениями являются как раз бояре, что дает нам право утверждать о том, что рыцарское/дворянское сословия является аналогом именно боярского сословия, а не дворянского сословия ВКЛ, во всяком случае в период средневековья. Более детально изучить вопрос о социальных классах в ВКЛ можно здесь. Разобравшись немного в путанице определений, перейдем ко второй части вопроса — было ли рыцарство в наших землях или не было?

Некоторые исследователи, ссылаясь на труды польского историка 15 века Яна Длугоша, утверждают, что рыцарство на территории Беларуси существовало. Забегая вперед, сразу скажу, что согласен полностью с кандидатом исторических наук, доцентом Новосибирского государственного педагогического университета Спесивцевой Верой Александровной, утверждающей, что позиция историка во многом определяется набором личностных характеристик и особенностями жизненного пути.

Ян Длугош действительно неоднократно упоминал рыцарей в своих трудах. Например, в своем труде «История Польши», он неоднократно упоминает этот термин, но остается непонятным в каком значении. Имеет ли в данном случае термин рыцарь литературный смысл или является определением принадлежности сословию или наличие титула, а может вообще неточность перевода. Это, скорее всего, так и останется неизвестным, так как Длугош вполне, как и многие специалисты того времени, мог именовать рыцарями вообще всех представителей знати просто из каких-то личных побуждений.

Также, например, неясности добавляет Вислицкий Статут 14 века, в вольном переводе которого упоминается шляхта и рыцари, причем точно также не ясно в каком значении употребляется термин рыцари. Слово рыцарь присутствует только в 11 главе, в нескольких главах присутствует обращение к шляхте.

Чуть позже появляется Кошицкий Привелей, который также, как и Вислицкий доступен простому читателю только в достаточно вольном переводе, в котором из-за этого также в непонятном значении употребляется термин рыцарь, и также фигурирует понятие «шляхтич».

Если заострить внимание, то к шляхте обращаются как к сословию, а термин рыцарь фигурирует самостоятельно. С одной стороны, нам это дает право предполагать, что термин рыцарь фигурирует в значении титула, а с другой стороны, что может быть употреблен в значении просто повествовательном.

Говоря простым языком, в наше время тоже много кого именуют рыцарями только за то, что помог сумки дотянуть. Вполне вероятно, что и в Вислицком Статуте этот термин может фигурировать в качестве обращения к знати. В любом случае, это прямо или косвенно свидетельствует о том, что в Польше могло быть рыцарство, именно как титул.

А уже в 15 веке, если быть точным в 1413 году, между Витовтом и Ягайло была заключена Городельская уния, в которой фигурировал термин бояре во всех актах унии.

Спустя 34 года Привелеем Казимира IV уравниваются в правах православные бояре Великого Княжества Литовского и дворяне-католики (Ключевский В.О. Лекция 45. // Полный курс лекций по русской истории). В Привелее уже опять фигурирует термин рыцари.

Правда опять не упоминается в каком значении — заезжие ли они, титулованные из местных или наемники, а может просто для красного словца. История, увы, об этом умалчивает.

Рассмотрим теперь основные юридические документы ВКЛ — Статуты ВКЛ. Статут 1529 содержит термины и рыцарь, и шляхтич, и боярин, причем бояре и шляхта указываются в пунктах документов, а рыцарь фигурирует преимущественно только в общих обращениях. Что уже наталкивает на некоторые мысли.

В Статуте 1566 года мне не удалось обнаружить термин рыцарь вообще, зато предостаточно упоминаний земян (сословие сродни боярам) и шляхты. Возможно тоже вольность перевода, так что выводы делать было бы поспешно.

В Статуте 1588 года мне также не удалось обнаружить употребление термина рыцарь, зато, опять же, предостаточно про бояр и шляхту.

Также следует отметить, что в «Переписи войска Великого княжества Литовского 1528 года» повсеместно упоминаются бояре и шляхта, а рыцари не упоминаются. Уж где где, а уж в таком документе, если они существовали как титул или сословие, то были бы явно упомянуты и неоднократно. Возможно я что-то пропустил, может при оцифровке что-то было пропущено, но факт остается фактом — бояре и шляхта там упоминаются, и упоминаются многократно.

Все это скорее свидетельствует не о наличии данного титула или сословия на территории ВКЛ, а об отсутствии реальной унификации понятий и наличию большого количества юридических неточностей, что не удивительно для того времени.

Есть и еще документы, которые косвенно указывают на существование данного термина в наших землях, но мне не удалось обнаружить ни одного, где это понятие было бы расшифровано и можно было бы сделать выводы о том, что данный термин мог применяться в значении сословия или титула, существовавшего параллельно терминам шляхта и бояре.

Таким образом, на данный момент утверждение, что рыцарское сословие присутствовало на территории ВКЛ, не совсем правомерно, во всяком случае по отношению к местной знати. Заезжие рыцари, перебежчики или наемники могли здесь быть, иностранные представители знати могли обращаться к местным представителям знати, называя их рыцарями — как, например, поляки сейчас всех зовут панами, этому есть свидетельства. Но это никоим образом не меняет общей картины — рыцарство здесь было пришлым и чужим в период средневековья.

4 thoughts on “Бояре, шляхта и рыцари в ВКЛ — были или не были?

  1. Я чет не понял, так были или не были? А то получается, что как бы были, но как бы нет, или я чего-то так и не понял? Очень много букав, можно покороче?

  2. Все время раздражали рассказы о белорусском рыцарстве на всяких мероприятиях, прямо слух резало, теперь понимаю почему

Добавить комментарий для Ярик Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *