Четыре претендента — три смерти. Схватка за русскую митрополию (1375-1390 гг.). Главной опасностью, угрожающей единству русской митрополии в XIV в., было соперничество Литовского и Московского княжеств, за право объединения под своим верховенством всех русских земель, часть которых принадлежала также Польше. Это противостояние имело непосредственное отражение на состоянии обширнейшей Киевской митрополии, которая оказалась фактически разделённой по границе этих государств.
Положение усугублялось тем, что митрополит всея Руси Алексей происходил из московского боярского рода и был по существу главой Московского государства. В результате он потерял возможность посещать свои западные епархии, а великий князь литовский Ольгерд требовал водворения Алексея в титульном городе митрополии Киеве, находившемся под контролем литовского князя. Другим вариантом, приемлемым для Литвы, было создание отдельной Литовской митрополии.
Константинополь вначале последовательно вёл промосковскую политику, но это привело к недовольству Ольгерда, который писал жалобы на митрополита и угрожал переходом в «латинство». На этом пути сохранить единство русской митрополии было весьма затруднительно. Требовалась коррекция слишком промосковской политики. В Литву патриарх отправил доверенного человека, который смог бы примирить Ольгерда и митрополита Алексея. Таким человеком стал болгарин Киприан.
Около 1373 года Киприан был послан в Литву и на Русь для примирения литовских, смоленских и тверских князей с митрополитом Алексеем. Во время поездки через Литву он встречался с литовскими князьями и нашёл у них поддержку. В 1375 г. с литовской стороны в Константинополь пришла «ябеда» на митрополита Алексея. После чего 2 декабря 1375 года патриарх Филофей рукоположил Киприана в митрополита Киевского, Русского и Литовского, а патриарший собор постановил, что после смерти митрополита Алексея Киприан должен был стать «одним митрополитом всея Руси». Митрополит Киевский и всея Руси Алексий был жив и, несмотря на различие в титулах было совершенно ясно, что Киприан ставится по существу на уже занятую кафедру, но фактический он мог руководить только западнорусскими епархиями. После смерти Алексея Киприан рассчитывал сконцентрировать в своих руках церковную власть над всей Русью.
Но великий князь Дмитрий Иванович Московский думал иначе. Ему нужен был преданный человек на митрополичьем столе, который в различных политических коллизиях поступал бы так же, как митрополит Алексей. И такой человек был Дмитрием найден. Им оказался священник Михаил (Митяй) из Коломны – города Дмитрия, где, кстати говоря, в 1367 г. он сыграл свою свадьбу. Митяй был высок, красив, с окладистой бородой, звучным голосом, а главное – хорошо образован.
Образованность Митяя производила особенно большое впечатление на великого князя, Митяй стал духовником Дмитрия, а в начале 1376 г. в одночасье был произведен в настоятели придворного Спасского монастыря в Кремле. Его-то и прочил великий князь в преемники Алексею. Престарелый митрополит дал на это согласие, константинопольского патриарха известили о желании Москвы. После смерти Алексея в 1378 г. собор русских епископов сделал Митяя местоблюстителем митрополичьей кафедры, и любимец Дмитрия начал готовиться к поездке в Константинополь для утверждения в сане митрополита.
Однако среди русских церковных иерархов были люди, которые на роль и значение митрополии всея Руси смотрели иными глазами, чем великий князь. Они полагали, что поддержка митрополией всех акций московского князя может привести к расколу русской церкви. Ведь многие епископы из-за распрей светских властителей вынуждены были ориентироваться на них, а не сохранять целостность церковной организации, дававшей возможность получать доходы с гораздо большего числа верующих. Поэтому некоторые иерархи (пребывавший в Киеве митрополит Киприан, епископ суздальский и нижегородский Дионисий, настоятели монастырей Сергий Радонежский и Федор Симоновский) поддерживали идеи целостности русской митрополии, большей независимости церкви от светской власти и выступали против Митяя, как креатуры Дмитрия.
После смерти митрополита Алексея Киприан предпринял практические шаги, чтобы объединить западные и восточные епархии, естественно, под своею властью. В мае 1378 г. он в сопровождении многочисленных слуг выехал из Киева в Москву. Ему удалось миновать военные заставы и добраться до столицы Дмитрия. Но там он и его свита по приказу великого князя были арестованы. У них отняли все, вплоть до одежды. Сам митрополит промерз ночь в холодной избе под стражею и без еды. На следующий день его освободили из заточения и куда-то повели. Киприан решил, что люди Дмитрия хотят лишить его жизни. Но его вывели из Москвы, дали ему несколько кляч и с тем отправили назад в Киев.
Заточение князьями церковных иерархов в средние века было делом довольно обыденным. Так, митрополит Алексей, первый раз посетивший Литву в 1359 г., был схвачен Ольгердом и брошен в темницу. По сравнению с некоторыми его современниками Киприану просто повезло, так быстро он был отпущен. Но потрясение от пережитого было столь велико, что вылилось в целое послание, адресованное видным московским иерархам Сергию Радонежскому и Федору Симоновскому. В нем Киприан горько сетовал на свои злоключения и осыпал упреками обоих настоятелей, побоявшихся хоть как-то воздействовать на князя Дмитрия. Тот последовательно вел свою линию в отношении церкви и ни на какие компромиссы не шел.
Летом 1379 г. Мамай пропустил через свои владения Митяя, отправившегося в Константинополь. Дмитрий дал Митяю незаполненные листы пергамента, скрепленные великокняжескими печатями, чтобы он, исходя из обстоятельств, мог заполнить их сам.
К концу 1380 г. Дмитрию стали поступать сведения из Константинополя о миссии Митяя. С ней произошли удивительные вещи. На пути из Кафы (современная Феодосия) в Константинополь Митяй внезапно заболел и, не сойдя с корабля на берег, скончался. Несостоявшегося митрополита похоронили в Галате, районе Констинополя, принадлежавшем генуэзцам. Среди сопровождавших его лиц начались распри. Борьба шла за то, кого теперь предлагать в русские митрополиты. Верх взяли сторонники переяславского архимандрита Пимена. Разбирая бумаги Митяя, Пимен обнаружил грамоты великого князя Дмитрия, текст на которых отсутствовал. В одну из этих грамот и было вписано обращение к византийскому императору и константинопольскому патриарху якобы от имени московского великого князя с просьбой поставить в митрополиты Пимена.
Византийские власти отнеслись к посланию с сомнением, поскольку в Константинополе было известно, что кандидатурой Дмитрия являлся Митяй. Тогда, заполнив другие княжеские грамоты как долговые расписки, русское посольство сумело под них занять у итальянских купцов за высокие проценты большие деньги и щедро одарить сомневающихся. Сомнения исчезли. В результате состоявшийся в июне 1380 г. священный собор поставил в русские митрополиты Пимена. За ним был признан титул митрополита Киевского и всея Руси, но сам Киев и все западные епархии пожизненно были оставлены за Киприаном. Реально Пимен мог распоряжаться только восточными епархиями.
Такое решение не удовлетворяло Дмитрия. Ему было важно, чтобы послушный митрополит мог контролировать все русские епархии и прибегать к интердиктам в случае, если светские правители в этих епархиях выйдут из повиновения московскому великому князю. Ко всему прочему сам Пимен в глазах Дмитрия выглядел самозванцем, обманом занявшим место, предназначавшееся княжескому любимцу Митяю. Поэтому, не дожидаясь возвращения из Константинополя Пимена, Дмитрий решил примириться с Киприаном.
В начале 1381 г. великий князь направил к нему в Киев своего духовника Федора Симоновского. Киприан, положение которого сделалось двусмысленным ввиду поставления Пимена, постарался забыть прежние обиды и 23 мая 1381 г. прибыл в Москву. Он был торжественно встречен Дмитрием, приглашен на княжеский пир, где все, по словам летописца, радовались «светло». Не так светло сложилась судьба прибывшего на Русь в самом конце 1381 г. митрополита Пимена. Люди Дмитрия встретили его в Коломне, сняли с него митрополичье облачение и, минуя Москву, отправили в ссылку в глухую Чухлому.
Однако вскоре положение изменилось. Поддерживаемый Тимуром, хан Тохтамыш сверг Мамая и предложил русским признать свою власть. Из Москвы ответили отказом. Тогда в 1382 году Тохтамыш во главе своих полчищ отправляется на русские земли. Во время нашествия Тохтамыша на Москву митрополит и великая княгиня с трудом успели выбраться из города, митрополит укрылся в Твери.
Прошло больше месяца после ухода Тохтамыша, а митрополит Киприан все еще оставался в Твери. Дмитрий специально послал за ним двух бояр, призывая к себе митрополита, и тот только тогда тронулся в путь. Вскоре, однако, он покинул Москву и уехал в Киев. Поздние летописи объясняют его отъезд гневом Дмитрия, негодовавшего на Киприана из-за его бегства от Тохтамыша. Но причина, по-видимому, заключалась в ином.
Когда Киприан находился в Твери, в Орду за великокняжеским ярлыком отправился тверской князь. Едва ли эта поездка не была согласована с митрополитом. Киприан, возможно, был просто заинтересован в том, чтобы великим князем стал близкий родственник литовских князей Михаил Александрович Тверской, а не враждебный им Дмитрий Иванович. Участие Киприана в политической интриге вынудило московского великого князя отказаться от сотрудничества с ним. На митрополичий стол был поставлен возвращенный из ссылки Пимен.
Однако вскоре архиепископ Суздальский Дионисий и племянник Сергия Радонежского Феодор Симоновский повели против Пимена непримиримую борьбу. По сообщению Троицкой летописи в июне 1383 года архиепископ Дионисий вместе с игуменом Феодором направляются великим князем в Константинополь для решения вопросов «о управленьи митропольи Русския». В начале 1384 г.
Дионисий, получивший от константинопольского патриарха сан митрополита, прибыл на Русь. А для суда над Пименом патриарх отправил на Русь двух своих посланников, которые прибыли в Москву зимой 1384 года. Разобрав дело Пимена, они нашли его виновным и объявили низверженным. Дионисий отправился не сразу в Москву, а в Киев, намереваясь уже оттуда ехать к Дмитрию, однако литовский князь Киева Владимир Ольгердович, действоваший в интересах Киприана, заточил Дионисия в темницу, где он и скончался 15 октября 1385 года.
Пимен, однако, продолжал служить и успел рукоположить нескольких епископов. Очередная смена патриарха в Константинополе в феврале 1389 года положительно сказалась на судьбе Киприана: новым патриархом стал Антоний, давний его сторонник. Поэтому восстановление Киприана в статусе митрополита Киевского и всея Руси прошло стремительно, уже в феврале 1389 года Пимен был низложен. В соборном определении утверждалось единство митрополии «впредь во все веки», и подчёркивалась особенная заинтересованность в этом императора, «оберегателя и защитника права и пользы». Киприан должен оставаться на митрополии до конца своей жизни.
19 мая 1389 года умер великий князь Дмитрий. Пимен 13 апреля того же года вновь отправился в Константинополь искать «своей правды», но, пережив многие неприятности в Константинополе и уклонившись от соборного суда, умер в Халкидоне. Похоронен он был, как и Митяй, в Галате, на контролируемой генуэзцами территории.
Пятнадцать лет борьбы в ходе которой два претендента «неожиданно» умерли у ворот Константинополя, а один в литовской темнице привели, наконец, Киприана на митрополичий престол и 6 марта 1390 года прибыл в Москву. Единство митрополии было восстановлено.
По материалам: Кучкин В.А. Дмитрий Донской.