Обзор настольной игры «Колонизаторы: Купцы и варвары. Это третье дополнение Клауса Тойбера, причем совершенно для него неожиданное. После «Мореходов» и «Городов и рыцарей» ему было сложно представить еще какие-либо интересные события на острове Катан. Однако со временем рой идей снова поселился в его голове и, наконец, вылился в новую замечательную игру «Колонизаторы. Купцы и варвары/Catan: Traders & Barbarians»».
Что мне нравится в дополнениях Тойбера, это то, что они не носят явный маркетинговый характер. Каждое дополнение – это целое собрание нескольких игр, сценариев с кучей новых элементов. Купцы и варвары не стали сильно отличаться от предшественников, коробка с игрой стандартная для колонизаторов и довольно тяжелая.
Открыв коробку, раскрываем рот от восхищения и, быстро просмотрев все элементы, бросаемся к правилам игры.
Правила настольной игры «Колонизаторы. Купцы и варвары».
Правила довольно обширные, подробно расписаны в толстенькой книжке. Для победы в некоторых сценариях теперь необходимо набрать 11 очков, а не 10, как в базовой версии. Появилось много разных вариантов игры. Для всех вариантов требуется базовая версия Колонизаторов.
Начинаются сценарии довольно с простых вариантов:
Благородный разбойник.
В лесах Катана объявился благородный разбойник Роб де Худ. Действует, как и ожидалось, вполне предсказуемо. Наказывает богатых, помогает бедным. Как это отражается на игре?
Роб де Худ не нападает на игроков, если уровень победных очков у них 2.Т.е. нельзя поставить Разбойника на гекс, который граничит с поселением такого игрока. На количество карт это введение не влияет. Если на кубике выпало «7», а карт в руке больше 7, то игрок обязан половину вернуть в резерв. Даже если у него всего 2 победных очка.
Происшествия на Катане.
Можете теперь разнообразить жизнь на острове за счет интересных карточек. Бросать кубик теперь необязательно, достаточно в свой ход взять одну из них.
Что может быть на карточке?
1.Число. По выпавшему числу игрокам раздают ресурсы, согласно обычным правилам.
2.Какое-то событие. Событий множество, одни приносят пользу, от других один убыток. Зато игра в любой момент может приобрести интересный поворот в жизни острова.
Кстати, совсем необязательно тянуть такую карточку в каждом ходу, можно оставить это на желание игрока, на выбор между карточкой и кубиком.
Хозяин гавани.
Тут все просто: у кого больше поселений и городов в гавани по очкам, тому передают карту «Хозяин гавани». Она приносит 2 победных очка.
В самом начале эту карту получает тот, кто первым набрал 3 портовых очка.
Катан на двоих.
Специальная игра только для двоих игроков с особыми правилами.
В игру вводят двух дополнительных «Нейтральных игроков». Придется теперь думать за двоих. Как только вы строите поселение или дорогу, «Нейтральному игроку» необходимо построить то же самое. Правда, уже бесплатно. На города и карты Развития это не распространяется, но он может иметь «Самый длинный торговый путь».
Из интересных специальных правил:
Бросать надо 2 кубика сразу и ресурсы выдают по выпавшим двум числам. Условие – нужно, чтобы они были обязательно разного номинала.
В игру вводят Расходные жетоны. Теперь за каждое действие надо платить. Жетоны можно восполнить по ходу игры, например, при постройке поселения на границе с пустыней или морем. Либо сыграв карту Рыцаря, можно его обменять на 2 жетона.
Это были самые простые правила. Постепенно уровень сложности повышается. Для игры предлагают 5 полноценных сценариев, которые по — началу тоже начинаются с небольших изменений.
-
Рыбаки Катана.
Маленькое, но очень классное дополнение. Колонисты открыли еще один ресурс острова – рыбу. Теперь можно собирать не только известные ресурсы, но и поискать удачи с удочкой в руках. Ведь богатый улов может принести богатые возможности.
Вместо пустыни в начале игры устанавливают озеро с числами 2, 3, 11, 12 и несколько рыбных мест в гаванях – на каждом участке своя цифра. Рыбу ловим по типу раздачи ресурсов — что на кубике выпало, то и получите: ресурс, рыбу, либо и то и другое, либо ничего.
Для того, чтобы получить доход с рыбы, нужно на границе с рыбным участком построить свое поселение либо город. Сами рыбки изображены на специальных жетонах, их может быть от 1 до 3 + «Старый башмак», который отдается игроку с наивысшим игровым баллом. Игроку, которому выдали «Старый башмак», для выигрыша должен получить 11 очков (для стандартной версии игры).
Впечатлений от этого мини-дополнения море. Ловится рыбка довольно часто и ее можно выгодно обменять на полезный ресурс или действие – прогнать Разбойника, взять карту развития, бесплатно построить дорогу и прочее. Очень полезная в хозяйстве вещь – и рыбу все любят, и жить с ней проще. Да и налогом Разбойников не облагается.
Хорошо сочетается с другими версиями игры.
-
Катанские реки.
Почему-то раньше это не приходило в голову — откуда колонисты, культурные растения и животные берут пресную воду? Ведь на острове нет ни одного родника или реки. Точнее не было, теперь появилось 2 прекрасных реки, настолько широких, что для того, чтобы их перейти, необходимо строить мосты. Постройка мостов, поселений и городов на границе с реками приносят огромное количество золотых, которые можно обменять на любой ресурс в банке 2:1, но не спешите с этим, т.к. в игру входят 2 новых персонажа.
Богатый поселенец.
Игрок, с наибольшим количеством золотых в конце игры, получает карту «Богатый поселенец» и 1 победное очко.
Бедный поселенец.
Игрок, с наименьшим количеством золотых в конце игры, получает карту «Бедный поселенец», которая отнимает 2 победных очка.
Обе карты в процессе игры переходят от игрока к игроку.
-
Караванный путь.
Катан решил наладить торговлю. И делает это несколько странным образом – перевозит тяжелые тюки с товаром на верблюдах. От центра пустыни отходит 3 караванных пути. Каждый игрок может предложить кочевникам шерсть или зерно в обмен на верблюда. Путь, по которому идет караван, приносит хорошие очки: поселения и города, через которые прошел караван, получают по 1 победному очку. Если караван проходит параллельно самой длинной дороге, то каждая дорога считается за 2.
Как только строится поселение или город, начинает свой ход верблюд. Все игроки могут начать торг – предлагать свои товары. Тот, кто предложит больше, выбирает путь для верблюда.
Игра заканчивается, когда игрок первым получит 12 очков.
-
Нашествие варваров.
На Катан нападают варвары, которые громят все на своем пути, сея вокруг ужас и хаос. Остается лишь одно – встать на защиту острова.
В игре особенное построение карты острова, гексы выстраиваются в определенном порядке, добавляется гекс с Замком.
Варвары высаживаются лишь на гексы, граничащие с морем. Как только строится поселение или город, на остров ступают варвары, локализация которых определяется броском кубика. Если на 1 гекс напало 3 варвара, поступление ресурсов прекращается, и поселение или город больше не приносят очков. Положение могут спасти рыцари, которые «рождаются» в определенном месте – Замке. Только с «рождением» тоже не все так просто. Привычные Карты развития уступают место картам Хроники. Покупают их, согласно тарифу и тоже вслепую. Для того, чтобы снарядить рыцаря, нужно купить карту Хроники и удачно наткнуться на карты «Посвящение в рыцари» и «Черный рыцарь». Рыцарь появляется в Замке и ему еще надо дойти до атакованных земель. В конце хода игрок может сделать 3 шага одним Рыцарем.
Бой.
Сражение протекает просто: для того, чтобы прогнать Варваров, нужно большее количество Рыцарей. Если Рыцарей не хватает, вам могут помочь Рыцари соперников.
Побежденных Варваров берут в плен, 2 пленных приносят 1 победное очко.
В конце боя бросаете цветной кубик. Выпавший цвет определяет два из шести путей гекса. Рыцари, которые стоят на отвоеванном гексе на таких путях, погибают. Немного замудренно, но на деле легко, нужно только самому сесть за игру.
Если Рыцарь остался в живых, его можно передвигать на следующее сражение, либо оставить на месте.
Если Рыцарь мертв, получите за него 3 золотых. За 2 золотых можно получить любой ресурс из банка. Такая вот хорошая компенсация за моральный ущерб.
Разбойника в этой игре нет, хоть дух его и присутствует. Если выпало число «7», можно тянуть карту у любого игрока. Также действует ограничение 7 карт. При большем количестве половину надо вернуть в резерв.
Игра заканчивается, когда один из игроков первым наберет 12 очков.
Из всех выше предложенных сценариев, этот показался мне наиболее насыщенным и интересным. Игра обрела новые возможности, нашествие Варваров воспринималось никак наказание, а как новая увлекательная возможность заработать дополнительные очки.
-
Купцы и варвары.
Нашествие Варваров закончилось, пришло время восстанавливать остров. Его главная достопримечательность Замок, в котором заседает «Катанский совет». Замок сильно пострадал и теперь нуждается в хорошей реставрации.
В этом сценарии введено много новых элементов. Новые гексы(3 шт.) с пунктами назначений грузов: Замок, Каменоломня, Стекольный завод; карты Хроник вместо карт Развития; обозы, карты грузов и обозов для них.
Задача игроков: доставить стекло и мрамор на территорию Замка; на стекольный завод песок, на каменоломню инструменты. Для этого нужно подвезти к ним как можно больше обозов с нужным материалом, минуя уцелевших варваров. Все в этом мире не бесплатно, поэтому за доставленный товар вам будут платить звонкой монетой.
В центре каждого гекса Назначения стоит здание. К зданию ведут 4 пути, на которых можно строить дороги и поселения по обычным правилам. На побережье строить дороги и поселения нельзя.
Как только игрок построил город, он ставит перед ним обоз и намечает цель – любой гекс Назначения. Для передвижения обоза у игрока есть 4 очка движения, которые необходимо с умом расходовать: строить как можно больше собственных дорог, т.к. передвижение по ним стоит значительно дешевле, чем по дорогам соседей или никем незанятых. Если все же очков не хватает, можете отдать золото и получить дополнительные очки. Пользуйтесь золотом с умом – ведь зарабатывать его не просто. Вполне вероятна ситуация, что ваш обоз застрянет на полпути к цели, а золото закончится. Можно, конечно поменять ресурсы на монеты, но очень уж курс кусается – 4:1.
Добравшись до гекса Назначения, игрок берет карточку Груза и вскрывает ее. На карточке изображен один из четырех грузов: Стекло, Инструмент, Песок, Мрамор. На каждом гексе назначения свой товар. Поэтому игрок берет карточку и ведет свой обоз к тому гексу назначения, где находится нужный ему груз. Доставив груз, заказ считается выполненным. Игрок получает 1 победное очко и золотые, в зависимости от ценности груза. Выполнив заказ, игрок может вытягивать новую карточку груза.
Побеждает тот, кто больше всех успел доставить груз к месту назначения и первым получил 13 очков.
Заключение:
Лично я очень люблю всю серию «Колонизаторов», мне нравится механика, качество всех компонентов, арт. С дополнениями игра, несомненно, становится ярче, насыщеннее и в разы интереснее. «Купцы и варвары» — отличное дополнение, сценарии тщательно продуманы, много новых компонентов. Плюс в том, что многие между собой сочетаются.
Мои впечатления:
Мне всегда хотелось, чтобы границы острова Катан расширились. Может быть поэтому первое дополнение «Мореходы» мне пришлось больше по душе. «Купцы и варвары», несомненно, очень интересное дополнение, но без расширения карты. И, не смотря на изобилие сценариев, запомнился один и самый простой: «Рыбаки Катана». Эти рыбки сделали наш вечер, все сценарии игрались только с ними и вряд ли мы снова сядем играть без этого милого дополнения.
Если хотите внести в любимую игру больше изменений и новых элементов, тогда это дополнение для вас, если вам хочется простора и более классического «Колонизатора», тогда выбирайте «Колонизаторы: Мореходы».