
Литовцы в завоеванных русских землях — взгляд польского историка. Литовское государство Миндовга сформировалось при жизни одного поколения за 1219-1250 гг. Это единственный в европейской истории случай, когда процесс формирования державы, характерный для раннего средневековья, мы имеем возможность наблюдать с такой точностью.
Возможность эта есть результат позднего государственного формирования Литвы, в сравнении с уже развитыми соседями — Галицко-Волынской Русью, В. Новгородом и Псковом, польскими княжествами и формирующимся государством Немецкого ордена в Пруссии. Все эти структуры имели развитые канцелярии и культурные центры, которые оставили богатые письменные свидетельства. По их данным, союз литовских племен (5 князей старших и 16 младших), который в 1219 г. заключил договор с галицкими князьями, уже около 1245 г. стал монархией, когда один из старших князей, Миндовг, захватил полную власть. Литовская монархия пережила своего творца и достигла внушительных позиции в XIV в.
Здесь появляется первый дискуссионный момент в историографии — проблема этнической основы начала литовского государства. Известно, что монархия Миндовга формировалась одновременно на этнических литовских территориях — Аукшайтии (Литва, Дяволтва и Нальшаны) и Жемайтии, так и на землях т.н. Черной Руси. Благодаря работам белорусских ученых мы имеем возможность с большой уверенностью утверждать, что литовское государство сразу сформировалось не только на земле литовцев, но захватило большой пояс окружающих с юга и востока русских земель начиная со среднего Немана (Гродно, Новгородок) по Западную Двину (Брацлав, Полоцк).
Отсутствие свидетельств боев на этой территории (вследствие того, что летописи этих русских земель не дошли до нас) привело некоторых белорусских исследователей к выводу о соавторстве белорусов в возникновении литовского государства. Это кажется мне невозможным и неприемлемым с точки зрения исторической науки. Литва как государство создана была силами Миндовга и его литовской дружины. Механизм создания такого типа государственности, характерный для всех раннесредневековых монархий, заключался в военном подчинении соседних племен, в этом случае в первую очередь всех литовских, а с начала 40-х годов XIII в. — ослабленных княжескими междоусобицами и монгольским нашествием русских земель.
В таком процессе кроме эксплуатации массы своего народа большую роль сыграла военная эксплуатация соседних стран — грабежа русских земель, Польши и Пруссии. Это не исключало вовлечения в ряды литовской дружины восточнославянского элемента, что не противоречит факту того, что государство Миндовга было чисто литовской военной и организационной структурой.
После так называемого «темного времени» в истории Литвы (XIII в.) Наступил период бурного развития Литвы в XIV-XV в., когда в правление Гедимина, его сыновей Ольгерда и Кейстута и внуков Ягайлы и Витовта она стала гегемоном в Восточной Европе.Это время можно назвать русским периодом литовской истории. ВКЛ распространялось на территорию около 1 миллиона кв. км. И среди его населения только 10-20 % составляли литовцы.
Конечную границу этого периода определяет с одной стороны крещение Литвы, с другой конец экспансии: дальнейшие завоевания прекратило столкновение с ведущими такую же экспансию державами — Орденом и Польшей, Ордой и Москвой. Кажется, что успеху Литвы способствовали в первой половине XIV в. особые исторические обстоятельства — отсутствие в Западной Руси сильного центра после пресечения династии галицких Романовичей и Великой Замятии в Орде. В таких условиях для ВКЛ не было в Восточной Европе сильной альтернативы.
Культура литовского государства развивалась под сильным влиянием русских. Уже в языческое временя великие князья литовские пользовались достижениями Руси. Русский язык быстро стал государственным языком, а греческая религия — полноправным вероисповеданием. Завоевание Южной Руси могли привести к растворению немногочисленных литовцев в большой массе русских подданных.
До сих пор недооценен в историографии московско-литовский союз 1384 г., подписанный Дмитрием Донским и кн. Ульяной Ольгердовной, которым был решен брак Ягайлы с Софией Московской. Оставляя до дальнейших исследований причины неисполнения московско-литовского договора, можно предположить, что оно стало бы началом полного обрусения литовского государства. Случилось иначе, перевесила непосредственная польза — брак с польской принцессой Ядвигой дал Ягайлу польский престол. Такого приданного не могла принести София Московская.
Католическое крещение Ягайлы и младших членов литовской династии в Кракове стало поворотным пунктом в истории Восточной Европы. С конца XIV в. общество ВКЛ стало развиваться в другом виде. Его элиту составили члены династии Гедиминовичей и литовские бояре католического вероисповедания. Возле них оставалась толпа князей, обрусевших Гедиминовичей, даже Рюриковичей и рядовых бояр русских земель ВКЛ (аннексов). Вследствие централизации, проводимой Ягайлом и Витовтом, русские князья были деклассированы. Одновременно политика раздачи великокняжеского создала элиту панов литовцев-католиков, которые достигли преобладающих позиции в государстве.
Латинский крест спасал литовцев от судьбы подобных военных государств средневековья, вспомним только норманнских русов и болгар, от которых остались только названия славянских государств. Религия стала новым фактором, отличающим литвцев от Руси. Был приведен в движение механизм защиты от культурной ассимиляции со стороны Руси через введение польских государственных и общественных институтов, таких как привилей для бояр-католиков (1387), Городельский привилей (1413), по которым 50 фамилий литовских феодалов получили польские гербы и привилегии, ставившие их выше православного боярства.
ВКЛ осталось в этническом и культурном плане государством литовско-русским. Самым не решенным до сих пор вопросом остается характер взаимоотношении обоих этносов и вопрос об их воздействии. Современные национальные историографии принимают точку зрения перевеса своего этноса. Сегодня белорусские и украинские историки, исходя из факта, что вся письменность ВКЛ велась на древнерусском языке, выступают с тезисами о русском характере литовского государства и общества того времени.
Принимая во внимание факты, трудно согласиться с их интерпретацией. Хотя известно, что до конца XVII в. русский язык был языком делопроизводства ВКЛ. До половины XVI в. его изучение как домашнего среди элиты литовской было всеобщим, потом уступило место польскому языку. Но все высшие государственные должности занимали представители литовской знати.
С конца XIV в. Литва присвоила себе русское летописание, которое, особенно в XV-XVI вв., было связано с формированием литовского исторического сознания. Литовская элита еще использовала русский язык, но создала в летописях свою картину прошлого, основным элементом которой было завоевание русских земель. Для литовцев характерно было расхождение языка и исторического сознания.
По материалам: Кшиштоф Петкевич. Литовцы, русские, поляки в Польско-Литовском государстве XIV–XVII вв.
Вот так вот бывает в истории
Надо было этих лабусов в шею гнать сразу
Жаль, что мало кто это прочитает
Столько еще тем не разобрано, а вы так редко пишете…
В шею надо было гнать всю эту литовскую паскуду, они и тогда были сплошь и рядом проходимцами и авантюристами
Вот и вся дружба, братство и гей-литвинство