31 января 1108 года скончался Никита, архиепископ Новгородский. Почитается Русской церковью в лике святителя. Родом он был из Киева. Достаточно рано принял монашеский постриг в Киево-Печерском монастыре и, вопреки настоянию игумена Никона, ушёл в затвор. В Киево-Печерском патерике говорится, что он подвергся искушению от дьявола и не смог выдержать его:
…и прельстил его дьявол. …стал перед ним бес в образе ангела. Пав ниц, поклонился ему инок, как ангелу. И сказал ему бес: «Ты не молись, а только читай книги, и таким путём будешь беседовать с Богом, и из книг станешь подавать полезное слово приходящим к тебе. Я же постоянно буду молить о спасении твоем Творца своего». Прельстившись, монах перестал молиться, а прилежно занимался чтением и книжной премудростью; видя же беса, постоянно молящегося о нём, радовался ему, как ангелу, творящему молитву за него (Киево-Печерский патерик)
Никита стал пророчествовать, цитировал наизусть все книги Ветхого Завета, но при этом наотрез отказался изучать Евангелие. Известность его стала столь велика, что дошла до двора киевского князя Изяслава. Он проинформировал Изяслава об убийстве князя Глеба Святославича и дал совет отправить его сына Святополка в Новгород, чтобы тот там занял княжеский престол. Игумену Никон совместно с другими монахами удалось молитвами изгнать беса. После чего Никита, давая ответы на вопросы братии, убеждал всех, что никогда не читал книг, которые он до этого момента знал наизусть, а также утратил знание азбуки и его заново пришлось ей обучать. После всех этих событий, как сообщает патерик, Никита предался «воздержанию, и послушанию, и чистому и смиренному житию, так что всех превзошел в добродетели».
В 1096 году Никиту возвёл митрополит Киевский Ефрем в епископский сан и назначил на новгородскую кафедру; в «Росписи, или кратком летописце Новгородских владык» Никита называется шестым Новгородским епископом. За время своего епископства Никита организовал строительство нескольких храмов (Спасо-Преображенский храм на Ильине улице (перестроен в 1374 году), Благовещенский храм на Городище, деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы в Антониевом монастыре). Так же в летописях сообщается о прижизненных чудесах, сотворенных епископом Никитой (остановил пожар, низвёл дождь).
Никита умер в 1108 году и его погребли в новгородском Софийском соборе. В 1547 году на первом Макарьевском соборе он был канонизирован для общецерковного почитания. 30 апреля 1558 года архиепископом Пименом были обретены мощи Никиты, объявленные нетленными. Ф. Г. Солнцев в своих «Древностях…» указал:
При открытии св. мощей его в 1550 г. найдено на нем облачение, сохранившееся нетленным в могиле, где оно лежало 450 лет. Все облачение состоит из фелони, епитрахили, поручей, палицы, штофных коричневого цвета, гарусного пояса, омофора из белого люстрина, из синей гродетуровой (из плотной тафты) шапочки, опушенной горностаевым мехом; на ней вышиты золотом кресты и серафимы со словами Сtрафимъ. Такая шапочка служила митрой. К этой епископской утвари XI в. принадлежит архиерейский посох, о коем ниже будет сказано, и железные вериги весом в 20 ф., найденные на мощах Иерарха. В день открытия нетленных его останков принесена была новгородцами ко гробу его железная лампада, хранящаяся в ризнице, с круговой прорезной надписью: «Свtча Великаго Новгорода всtхъ православныхъ хрестьянъ, поставлена новому чудотворцу Никитt въ лtто /—зk`s, Апрtля въ л` день, при Архїепїскопе Пимене».
В 1956 году мощи Никиты были перенесены епископом Сергием (Голубцовым) из Софийского собора в Никольский собор, а в 1962 году — в храм во имя апостола Филиппа. В 1993 году мощи святителя Никиты были возвращены в Софийский собор.